Равноденствия праздник сегодня настал
Навруз именуют в народе.
Чтоб повод для радости год Вам давал,
Чтоб солнце светило в походе.
Чтоб вкусной всяк раз получалась еда,
Чтоб дети Вас веселили,
Чтоб добрые люди встречались всегда,
Друзья чтобы не подводили.
Пусть добрым Вам утро каждое будет,
Пусть сбудется все, что хотите.
Про горе Ваш дом пускай позабудет.
В общем, счастливо живите!
Навруз в переводе с персидского означает «новый день». Это праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов.
Считается, что этому празднику более трех тысяч лет. Международным он официально стал лишь в 2009 году, когда ЮНЕСКО включила его в список нематериального культурного наследия человечества.
Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.
Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.
Многие считают Навруз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения Ислама и возникновения Арабского Халифата.
Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке. В Турции с 1925 года по 1991 год официально его празднование было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор.
Как и у христиан, многие обряды связаны с язычеством, поэтому и Навруз чисто мусульманским праздником назвать нельзя. В этот день принято встречать весну, накрывать стол и загадывать желания.
По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами.
На праздничный стол выкладывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как государственный праздник Навруз отмечается 21 марта в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции; В Казахстане Навруз, как государственный праздник, отмечается 21—23 марта. В далёком прошлом казахи называли Навруз Великим днём улуса. Среди народов, отмечающих праздник Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкортостан и других национальных регионах. Также, как национальный праздник, Навруз отмечается 21 марта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иракском Курдистане, некоторых регионах Индии.
Наурыз в Казахстане отмечают 22 марта. Это праздник весны, который по своим обрядам очень напоминает славянскую Масленицу. В старину в Казахстане существовала добрая традиция называть мальчиков, рожденных в этот день, Наурызбаями, а девочек – Наурыз. Считалось, что ребенок, появившийся на свет 22 марта, - особенный и что всю жизнь ему будут сопутствовать удача и богатство. Перед наступлением праздника люди обязательно возвращают долги, убирают свое жилье, тщательно стирают одежду (особенно детские вещи). В праздничный день накрываются пышные столы. Обязательно должны присутствовать главные символы изобилия и сладкой жизни: зерна пшеницы, молоко, ключевая вода, халва. Наурыз – это день массовых гуляний, маскарадов, главными участниками которых становятся герои казахских сказок, игр, скачек, состязаний певцов и поэтов.
Новруз Байрам в Азербайджане отмечают в день весеннего равноденствия (20, 21 или 22 марта). Праздник является официальным выходным днем. Как и Рамазан Байрам – это один из самых древних и любимых праздников в стране. Азербайджанцы начинают к нему готовиться за месяц. Каждые четыре вторника до наступления праздника символизируют собой одну из главных природных стихий: воду, огонь, землю и воздух. В праздничный же день все четыре стихии объединяются с одной единственной целью – работать на благо человека, даря ему, материальный достаток и душевный покой. Главные блюда праздничного стола на Новруз Байрам - шакярбура (блюдо из теста с орехами, символизирующее Луну), пахлава (символизирует 4 стороны света), зеленые ростки пшеницы (символ Солнца), крашеные яйца.
Навруз в Таджикистане – это государственный праздник, который отмечают с 21 по 24 марта. Праздник символизирует собой не только возрождение природы, но и духовное обновление. Поэтому перед Наврузом люди прощают друг другу обиды, раздают долги, каются в совершенных грехах. Главный символ праздника – огонь: с ним в это день проходят многие ритуалы. Например, каждый человек должен обойти по кругу костер или факел, для того чтобы очиститься и обрести в новом году здоровье, материальный достаток и душевное равновесие. Традиционные праздничные блюда - слоеные пирожки с мясом (самбуса), овощи (сабси) и, конечно же, плов. Также на столе обязательно должны присутствовать зеленые ростки пшеницы - символ нового года и новой жизни.
Навруз в Узбекистане отмечают 21 марта. Но часто веселые гуляния не затихают 15-20 дней. Подготовка к празднику также занимает много времени. По всей стране проходят хаширы – люди убирают не только свои дома, но и улицы, приводят в порядок сады и огороды, белят деревья. Праздник отмечают всем миром, в чайханах: в огромных котлах готовят особый туграма-плов, сумаляк (блюдо из пророщенных зерен пшеницы), халим (каша из пшеницы с мясом). Добрая традиция праздника – дарить подарки сиротам и неимущим, делать пожертвования. Считается, что любой подарок, сделанный на Навруз, с троицей возвращается к дарителю.
История праздника
Навруз — первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. فروردین) (приблизительно 21 марта); равноденствие — равенство дня и ночи; начало сезона роста и процветания. Само слово «Навруз» с таджикско-персидского языка переводится как «новый день».
В Иране празднование длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сенздах-бедар (перс. سیزده به در) («Тринадцатое вне дома»).
Навруз имеет древнейшую историю. В поэме «Шахнаме» (перс. شاهنامه) начало его празднования связывается с началом царствования Шаха Джамшида (перс. جمشید) (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник).
Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры, однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 648—330 гг. до н. э. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху.
…словно Солнце небесных высот,
Сиял повелитель прославленный тот.
Сходился народ на его торжество,
Дивился величью царя своего.
Джамшида, осыпав алмазным дождем,
Назвали тот радостный день Новым днем.
То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин.
Забыв о заботах, не помня кручин,
Под говор струны, за ковшами вина,
Вся знать пировала, веселья полна.
И люди тот праздник святой сберегли,
Как память о древних владыках земли.
Также в Азербайджане есть такая традиция нужно зажечь костёр который называют «тонгал» и семь раз прыгнуть через него.
В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара, в 2011 году иранской столице Тегеране, в 2013 году в туркменском Ашхабаде.
История происхождения его доподлинно неизвестна. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш, убитый туранцем Афрасиябом. Эта легенда упоминается в Авесте. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. «Из дошедших до нас источников явствует, что день похорон Сиявуша был назван „Навруз“ и ежегодно отмечается как праздничный…».
Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Навруза древние индоарии поклонялись т. н. «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков (Навруз). Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия».
Британская учёная М. Бойс отмечает, что помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящен непосредственно огню, который древние зороастристы считали жизненной силой и поклонялись ему. «Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав по-видимому, древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вахишта („Лучшей праведности“) и огню. Этот праздник возвещает наступление.
Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции, несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры». Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней (приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника).
Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. Например, Негмати А. Н. пишет, что жители Самарканда и окрестных селений в высшей степени торжественно отмечают наступление последнего вторника накануне Нового Года по персидскому календарю (Навруз). После захода Солнца народ разжигает костры, поют песни, играют на национальных инструментах. Под звуки бубна они организуют факельное шествие к окраине реки и там устраивают празднества. Они прыгают через разведённые ими костры и купаются в реке. Более зажиточные таджики в этот день организуют совместные трапезы для малоимущих сограждан. Прыгая через костры, они желают от природы обильного урожая, и ищут защиты от злых духов и джиннов. Прыгают через костёр даже женщины, с грудными детьми надеясь, что таким образом они в течение года будут избавлены от напастей и несчастий.
Сохранились в настоящее время и другие атрибуты этого зороастрийского праздника. Например, зороастрийцы наполняли сосуды семенами пшеницы или ячменя, заливали их водой, а затем, когда они прорастали, относили их домой, и ставили в особое место. Точно также в настоящее время оставляют на прорастание семена злаков к празднику в Азербайджане, Иране и Средней Азии. На праздничный стол зороастрийцы ставили яйца — символ зарождения жизни и специфические сладости. Они присутствуют на праздничных столах и в настоящее время.
Как видно из приведённого выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение и его философия, а также обрядность не имеют к исламской религии никакого отношения. Более того, исторические корни (языческое и зороастрийское прошлое) и натурфилософская сущность этого праздника находится в противоречии с исламом, сущность которого заключается в строгом единобожии и отрицании преклонения перед природными силами.
О происхождении этого праздника существует несколько версий, легенд и доказательств. Однако, во всех них признается, что это самый древний праздник на земле, приуроченный к весеннему равноденствию. И все они связаны со "спасением". Спасением от зимы, смерти и "воскрешением".
Первую весточку о приходе Весны подает цветок "Навруз-голю" - подснежник. Праздник Навруз - это праздник пробуждения природы. Приходит пора любви и пора крестьянского труда. Закладывается основа будущего урожая. Перед праздником очищают дом, одежду, утварь. Человек и сам обязан очиститься не только телесно, но и духовно. Входить в Навруз можно только с добрыми намерениями и честными помыслами.
Основным символом, атрибутом Навруза является сямяни, без которого не принято встречать Навруз.
ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ "НАВРУЗА" Как мы уже отметили, Навруз начинается с очищения. Очищается дом, вновь производится побелка, устраняются недоделки; очищая дом, одежду и утварь, человек обязан очиститься и сам, и не только телесно, но и духовно. Нельзя входить в праздник неочищенным.
Очищению предшествует и проращивание сямяни. Сямяни по-существу то же, что и елка у русского, и у других народов в Новом году, и даже больше того. Сямяни - не только украшение нашего стола и жилища в праздник Навруз, оно нечто большее, Сямяни - символ плодородия. По нему определяют каким будет урожай. Если сямяни хорошо проросло и высоко вытянулось, значит быть урожаю в этом году. Сямяни - символ нежности. Это первая нежная зелень в доме, она мягка и беспомощна, требует к себе уважительного обращения. Сямяни - символ доброты.
Навруз учит доброте. Доброта является самым главным атрибутом Навруза. Не к этому ли ведет "Авеста", не этому нас учат Коран и Библия? Зло можно победить не в одиночку и не Злом, а вместе и Добротой. Вот чему учит нас Навруз и его традиции.
В течение месяца до Навруз-байрама каждая из предстоящих четырех недель – а вернее четырех сред – была посвящена одной из стихий и поэтому называлась по-разному: су чершенбе (среда на воде), одлу чершенбе (среда на огне), торпаг чершенбе (среда на земле) и ахыр чершенбе (последняя среда). По поверьям, в первую среду обновлялась вода и стоячие воды приходили в движение, во вторую – очищался огонь, в третью – земля, а в четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и по народным приметам наступала весна.
Хотелось бы обратить внимание вот на какую еще особенность- На различных праздниках многие народы используют растения при ритуалах: майское дерево у немцев, англичан, шведов; новогодняя елка у многих европейских народов; береза - в некоторых обрядах славян и др.
Однако, в отличие от них, обряд сямяни заключается в проращивании растения и имеет под собой более высоконравственную и глубокую философскую концепцию: участие в зарождении новой жизни, воздействие на зарождение и развитие этой жизни Добротой. Народ, в основе психологии которого лежит выращивание "сямяни", не может быть разрушителем, демоном. И пока народ празднует навруз и выращивает "сямяни", он остается Добрым.
Не подлежит сомнению, что любой праздник, ритуал, идущий из древности, неразрывно связан с психологией народа, его неосознанными и осознанными желаниями, отражает его мировоззрение. Народ, который 6 недель перед Новым годом посвящает только очищению своей Души, своих Помыслов, своей Духовной и физической сущности, никогда по своей воле не возьмет в руки оружие. Народ, который в течение 6 недель вместе со всеми своими детьми, где бы не находился, как бы погружается в Доброту, входит как бы в контакт с Добрым началом в космосе, обязательно несет в себе непобедимый созидательный заряд вселенной. Не зря в эти дни отступают различные болезни и почти никто не болеет.