Кабинет Министров Республики Узбекистан (в дальнейшем «Правительство»), Совет Федерации профсоюзов Узбекистана (в дальнейшем «Профсоюзы») и Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан (в дальнейшем «Работодатели»), в лице полномочных представителей, именуемые в дальнейшем «Сторонами»:
действуя в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Узбекистан;
руководствуясь стратегическими установками Президента Республики Узбекистан;
провозглашая приоритет прав и свобод граждан, интересов независимого Узбекистана;
подтверждая свои намерения по формированию социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на пяти принципах осуществления социально-экономических реформ, провозглашённых Президентом Республики Узбекистан;
признавая необходимость дальнейшего разделения социальной ответственности государства, работодателей и работников;
реализуя принцип социального партнёрства для конструктивного взаимодействия в деле обеспечения защиты прав и социально-экономических интересов работников и работодателей, сохранения социального согласия и стабильности в обществе;
заключили настоящее Генеральное соглашение (в дальнейшем «Соглашение»), определяющее общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики и принимают на себя обязательства по следующим направлениям.
I.Развитие экономики, отечественного производства и
предпринимательства
1.Стороны в целях продолжения реализации мер по выполнению важнейших приоритетов программы социально-экономического развития страны, углублению реформирования, обновления и модернизации республики, безусловному выполнению Антикризисной программы на 2009-2012 годы считают необходимым в предстоящий период:
1.1.Проводить совместную работу по повышению конкурентоспособности национальной экономики, стимулированию отечественных товаропроизводителей, проведению активной инвестиционной политики по модернизации, техническому и технологическому перевооружению ведущих отраслей экономики, расширению масштабов внедрения инновационных идей и разработок.
1.2.Реализовать комплекс целенаправленных мер, обеспечивающих дальнейшее улучшение инвестиционного климата, в том числе за счёт поощрения инвестиций предприятий и населения, иностранных инвесторов, совершенствования механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства и инфраструктуры.
1.3.Обеспечить дальнейшее углубление реформ по либерализации экономики и социальной сферы, включая формирование максимально благоприятной деловой среды.
II.Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
2.Стороны считают необходимым в предстоящий период реализовать комплекс мер, обеспечивающих дальнейшее неуклонное повышение доходов и уровня жизни население, усиление социальной поддержки граждан республики. В этих целях стороны обязуются:
2.1.В период действия настоящего Соглашения принять меры по повышению минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и пособий по мере роста потребительских цен, а также обеспечению неуклонного роста реальной заработной платы.
2.2.Продолжить работу по совершенствованию Единой Тарифной сетки по оплате труда, а также по внедрению отраслевых систем оплаты труда.
2.3.Рекомендовать социальным партнёрам принятие дополнительных мер по повышению роли коллективных соглашений и договоров в регулировании оплаты труда и обеспечении своевременности её выплаты.
2.4.Продолжить работу по развитию нормативно-правовой базы путём создания условий для разработки научно-обоснованных норм труда на межотраслевом, отраслевом, территориальном и локальном уровнях.
III.Развитие рынка труда, содействие занятости населения
3.Строны, признавая своей целью обеспечение эффективного функционирования рынка труда и повышение занятости населения, считают необходимым объединить усилия в решении задач по созданию новых рабочих мест, сохранению и развитию кадрового потенциала, обязуются:
3.1. Обеспечивать реализацию системных мер по разработке и выполнению ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости, отраслей и территорий. При этом особое внимание уделять созданию постоянных рабочих мест со стабильной заработной платой и безопасными условиями труда, особенно в сельской местности.
3.2.Обеспечить дальнейшее осуществление мер по созданию рабочих мест за счёт развития эффективных форм занятости населения, в том числе развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг и сервиса, строительства жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры, широкого внедрения надомного труда, ремесленничества и семейного предпринимательства, особенно в районах и городах с избытком трудоспособного населения.
3.3.Обеспечивать снижение уровня безработицы, рассчитанного по методологии Международной организации труда, совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, а также расширения и привлечения их к оплачиваемым общественным работам.
3.4.Обеспечивать неуклонный рост занятости, особенно в сельской местности, всемерно содействовать и обеспечивать трудоустройство выпускников высших, средних социальных образовательных учреждений, лиц, вернувшихся со срочной военной службы в рядах Вооружённых сил, и других категорий социально уязвимых слоёв населения.
3.5.Оьеспечить участие социальных партнёров в контроле за созданием новых рабочих мест, процессами внутренней и внешней трудовой миграции.
3.6.Осуществлять контроль за соблюдением работодателями требований Трудового кодекса Республики Узбекистан «О занятости населения», законодательства о порядке резервирования рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, о социальной защите инвалидов, об охране труда.
3.7.По инициативе одной из сторон рассматривать на заседании совместной комиссии выполнение мероприятий по содействию занятости населения, реализации миграционной политики, а также политики в области занятости населения на республиканском и региональном уровнях.
IV. Охрана и безопасность труда
4.Рассматривая охрану и безопасность труда в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, Стороны обязуются:
4.1.Продолжить работу по совершенствованию правовой базы, регулирующей вопросы охраны труда на производстве.
4.2.Усилить общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, организациях и учреждениях с привлечением представителей министерств и ведомств, профсоюзов и работодателей, учённых и специалистов для разработки предложений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
4.3.С учётом международного опыта рассматривать вопросы совершенствования технической нормативной базы по охране труда, разработки высокоэффективных средств коллективной и индивидуальной защиты, совершенствования подготовки специалистов по охране труда и системы непрерывного образования в области охраны труда.
4.4.В целях совершенствования механизма реализации норм Трудового кодекса Республики Узбекистан в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также выполнения норм и приложений Закона Республики Узбекистан «Об охране труда»:
а) утвердить предельные нормы подъёма и перемещения тяжестей вручную для женщин в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 225 Трудового Кодекса Республики Узбекистан;
б) утвердить положение по организации ведения санитарно-технического паспорта предприятия;
в) утвердить положение о расследовании профессиональных заболеваний.
4.5. Продолжить дальнейшее совершенствование законодательства по расследованию и учёту несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве.
4.6.Обеспечить дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда, а также координацию работ по своевременной и качественной реализации Программы по пересмотру, разработке и введению правил и норм охраны труда.
4.7. Проводить широкую разъяснительную работу через средства массовой информации по формированию общественного мнения о значимости вопросов охраны труда.
4.8.Обеспечить общественный контроль за процессами избрания уполномоченных по охране труда, их обучения, повышения их квалификации и закрепления в коллективных договорах и соглашениях условий для их эффективной работы.
4.9.Продолжить проведение Федерацией профсоюзов Республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию общественного контроля по охране труда.
V. Социальные гарантии, социальная защита
5.В целях создания условий для социальной защиты работающих граждан и членов их семей, создания условий для труда ради достойной жизни Стороны принимают на себя обязательства:
5.1.Принимать активное участие в разработке и реализации государственных социальных программ, обеспечивать реализацию предусмотренных законодательством мер по социальной защите и поддержке малообеспеченных семей, семей с детьми, работающих матерей.
5.2.Ежегодно проводить целевые всенародные хашары в преддверии праздников «Навруз» и «Мустакиллик» для оказания в каждой махалле материальной помощи одиноким престарелым гражданам, пенсионерам и инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям.
5.3.Оказывать материальную помощь через коллективные договоры и соглашения многодетным и малообеспеченным семьям, ветеранам войны и труда.
VI.Духовно-просветительская, физкультурно-массовая работа, оздоровление трудящихся и членов их семей
6.Стороны обязуются:
6.1.Рекомендовать при заключении отраслевых (тарифных) соглашений и коллективных договоров использовать часть дополнительных доходов хозяйствующих субъектов, образующихся в результате снижения ставок налогов и обязательных платежей, на организацию отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
6.2.Рекомендовать работодателям принимать меры по организации ежегодно культурного отдыха и оздоровления работников и членов их семей.
6.3.Ежегодно предусматривать бесплатное оздоровление в профсоюзных санаториях определённое количество членов малообеспеченных и многодетных семей, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, воинов-интернационалистов, работающих ветеранов и инвалидов труда, лиц, имеющих заслуги перед Республикой Узбекистан.
6.4.На системной основе принимать меры по организации оздоровления детей в летний период в детских оздоровительных лагерях.
Оказывать содействие в оздоровлении в детских оздоровительных лагерях детей-сирот из домов «Мехрибонлик», а также детей из зоны Приаралья в экологически благоприятных регионах республики.
VII. Развитие социального диалога и социального партнёрства
7.Стороны, декларируя свою приверженность идее социального диалога как способа цивилизованного разрешения проблем в социальной трудовой сфере, обязуются:
7.1.Принимать согласованные меры по совершенствованию национального законодательства, регулирующего социально-экономические вопросы, проводить совместную подготовку и представление на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса:
а) проектов законодательных актов по ратификации конвенций Международной организации труда, которые целесообразно ратифицировать, с учётом интересов Республики Узбекистан;
б) проектов новых законов, регулирующих социальное партнёрство в сфере труда, социальное страхование, социальную защиту, миграционные процессы, разрешение коллективных трудовых споров, деятельность объединений работодателей и др.;
в) предложений по совершенствованию действующих законодательных актов о труде, занятости населения, профсоюзах и др.
7.2.Проводить встречи за круглым столом представителей Правительства, министерств, ведомств с профсоюзным активом и работодателями республики для обсуждения актуальных социально-экономических проблем.
7.3.Соблюдать законные права профсоюзов и объединений работодателей, не препятствовать их созданию и функционированию в установленном законодательством порядке.
7.4.Рекомендовать заключать отраслевые (тарифные) соглашения между соответствующими профсоюзами и работодателями (их объединениями) – не позднее января, а коллективные договоры между работодателями и работниками на предприятиях –не позднее марта месяца соответствующего года.
7.5.Рекомендовать социальным партнёрам на отраслевом и территориальном уровнях изучить возможность заключения:
а) тарифных соглашений в отраслях реального сектора экономики;
б) региональных соглашений по Республике Каракалпакстан, областям и г.Ташкенту.
VIII. Действие Соглашения, механизм его реализации, ответственность сторон за его выполнение
8.1.Настоящее Соглашение заключено на 2011-2013 годы и действует до заключения нового Соглашения. Действие Соглашения распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.
8.2.Стороны признают настоящее Соглашение основным документом социального партнёрства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики, и принимают на себя обязательства руководствоваться данным Соглашением, соблюдая все его условия.
8.3.Отдельные положения настоящего Соглашения подлежат реализации через включение их в отраслевые, территориальные (региональные) соглашения и коллективные договоры.
8.4.Каждая из сторон, подписавшая настоящее Соглашение, признаёт свою ответственность за реализацию его целей в пределах своих полномочий и обязуется сотрудничать в разрешении возникающих проблем.
8.5.В период действия настоящего Соглашения Стороны считают необходимым:
а) до принятия решений, затрагивающих интересы Сторон по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, проводить взаимные консультации;
б)подводить итоги и ход выполнения Соглашения не реже одного раза в год.
8.6.Любая из Сторон, подписавшая настоящее Соглашение, вправе вносить предложения об изменениях, которые не создают препятствий для выполнения уже принятых Сторонами обязательств. Эти предложения могут быть приняты по взаимному согласию Сторон.
8.7.Контроль за реализацией настоящего Соглашения осуществляет трехсторонняя комиссия, утверждаемая сторонами. (Состав комиссии прилагается).
Заключено в г.Ташкенте «28» февраля 2011г.